Краевое государственное казенное общеобразовательное учреждение, реализующее основные адаптированные общеобразовательные программы «Школа-интернат №5»
КЦПДТМНР Ресурсный центр
Подробная информация по ФГОС УО
Электронный паспорт доступности
Кабинет здоровья
Благотворительность
НОКО
Информационная безопасность
Служба психолого-педагогического сопровождения
Наша школа на сайте Dnevnik.ru
Температура воздуха по данным сайта www.gismeteo.ru

Температура в помещении

Мин.

Макс.

20

22


Новости:

Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?

7. Повышаем информационную культуру



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

БИБЛИОТЕЧНО-БИБЛИОГРАФИЧЕСКИХ УРОКОВ

ДЛЯ 1-9 КЛАССОВ

«МИР КНИГИ»

Автор-составитель:

И.А. Шемелина,

педагог-библиотекарь

г. Хабаровск

Цель-

формирование у обучающихся умения пользоваться книгой и другими носителями информации, приобщение воспитанников к книге и чтению.

Задачи:

Приобщить детей к книге и другим носителям информации

· Формировать взгляд на книгу, как на нравственный ориентир;

· Познакомить обучающихся с имеющейся информацией о книге, учить поиску информации;

· Воспитывать бережное отношение к книгам;

· Расширить читательский кругозор;

· Развить творческие способности.

· Активизировать работу по развитию у школьников мотивации систематическому чтению.

Предполагаемые результаты:

· возрастет познавательный интерес к книгам, справочной литературе, периодическим изданиям;

· интерес школьников к книжным выставкам будет более глубоким;

· дети научаться читать стихи, расширяться их творческие способности;

· повысится интерес к авторской сказке, народному творчеству;

· повысятся библиотечно-библиографические знания обучающихся.

Дети должны знать:

· правила пользования библиотекой;

· правила обращения с книгой;

· элементы книги

· значение слов: «библиотека», «библиотекарь», «формуляр», «абонемент», «читальный зал», «книжный фонд », «каталог»;

· жанры произведений;

· основные периодические издания: детские, областные, муниципальные;

· известных детских писателей, художников – иллюстраторов.

Дети должны уметь:

· выбрать книгу в библиотеке для самостоятельного чтения;

· работать с литературным произведением;

· работать со справочными изданиями, словарями;

· отремонтировать книгу;

· работать с периодическими изданиями;

· уметь пользоваться справочно-библиографическим аппаратом.

Пояснительная записка

Главная цель современной школы - формирование образованной культурной личности. Это станет возможным при условии овладении всеми школьниками читательской культуры.

Книга является одним из важных видов познавательной деятельности человека. Она дает знания, приобщает к прекрасному, знакомит с окружающим миром, является мощным средством воспитания.

Включить книгу в жизнь детей с нарушениями интеллекта очень сложно, у них отмечается низкий уровень читательского интереса, снижение познавательной деятельности. При выборе нужной литературы в библиотеке испытывают затруднения, не умеют самостоятельно находить и извлекать информацию и ее использовать, не обращаются к справочно-библиографическому аппарату, словарям, энциклопедиям.

Научить читателя пользоваться библиотекой, ее фондом, привить культуру чтения – задачи школьного библиотекаря.

С основами библиотечно-библиографических знаний юных читателей надо знакомить систематически, в процессе повседневной работы, а также на библиотечных уроках, предусмотренных данной программой.

Преимущество библиотечных уроков перед другими формами в том, что они позволяют охватить одновременно большое количество учащихся, способствуют определенной системе знаний.

Программа «Мир книги» предусматривает интегрированную систему уроков для 1 – 9 классов коррекционных школ VIII вида. В нее вошли разделы: «Основы ББЗ», «Мир сказок», «Выразительное чтение», «Творчество».

При разработке курса занятий учитывались навыки, возрастные и психологические особенности детей. Для развития устойчивых знаний предусмотрено постепенное накопление и углубление знаний о книге, ежегодное усложнение изучаемого материала, практическую направленность.

Большое внимание уделено изучению народных и авторских сказок. Через сказку читатель познает мир. Увлекательные путешествия, интересные занятия помогут развить мышление, познавательную активность, привить интерес к сказкам и расширить кругозор детей.

В осмыслении прожитого, моделирования будущего помогут психотерапевтические сказки.

«Сказкотерапия» подарит надежду и мечты, согреет душу ребенка.

Введение в уроки игр, занимательных упражнений, драматизаций, рисований позволяет свести до минимума утомляемость и напряжение школьников.

Игра активизирует волю, дисциплинирует детей. Увлеченные игрой, они легче усваивают материал, приобретают знания.

Литературные и библиографические игры способствуют поиску информации, формируют интерес к чтению.

Занятия по обучению технике выразительного чтения помогут развивать внимание, память, речь.

Многие занятия состоят не только из теоретической части в виде беседы, игры, путешествий, но и практической части.

Подборка видов деятельности на творческих, библиотечных часах выстраивается не как механический труд ради упражнения рук и изготовления отдельных занимательных поделок, а как формирование и развитие умственной деятельности через овладение навыков доступных ребенку практических операций (литературное лото, книжки-игрушки, чудо – дерево, дом Маршака и т.д.).

Система библиотечно-библиографических занятий поможет вызвать и закрепить умение и желание общаться с печатными изданиями.

Работа по привитию школьникам любви к книге требует от библиотекаря не только методически и профессиональных знаний, но и огромного творчества.

Программа долгосрочная. Курс рассчитать на 81 час в год для 1-9 классов коррекционной школы VIII вида. Место проведения занятий – школьная библиотека.

Содержание программы

1 класс (9 часов)

Тема 1. Знакомство с библиотекой (1 час).

Знакомство с «Книжным домом». Понятие: библиотека, библиотекарь, читальный зал. Правила поведения в библиотеке. Встреча с героями сказок «Давай познакомимся».

Тема 2. Правила обращения с книгой (1 час).

Беседа «Каждый должен разбираться, как же с книгой обращаться». Просмотр мультфильма «Гришкины книжки».

Тема 3. Знакомство с детскими книгами (2 часа).

Просмотр «книжек-раскладушек», «книжек - малюток». Игра «Посмотри, запомни, расскажи». Учить детей внимательно разглядывать иллюстрации.

Тема 4. В гостях у сказочницы (2 часа)

Громкие чтения РНС, учить детей внимательно слушать, отвечать на вопросы. Просмотр мультфильмов.

Тема 5. Путешествие по малым формам русского фольклора (2 часа)

Знакомство с песенками, потешками, считалками. Заучивание текстов с голоса. Игры, хороводы.

Тема 6. Посвящение в читатели. Игровая программа (1 час).

Знакомство с формуляром. Запись читателей в библиотеку.

2 класс (9 часов)

Тема 1. Путешествие в Книгоград (1 час)

Повторение правил обращения с книгой, правил поведения в библиотеке. Знакомство с понятием «абонемент», «книжный фонд». Показ мультимедийной презентации «Чудесная страна Библиотека».

Тема 2. Выбор книг в библиотеке (1 час)

Советы библиотекаря о правильном выборе книг. Значение наглядности в расстановке книг. Игра «Поищем книгу вместе».

Тема 3. Значение бережного отношения к книге. Беседа (1 час)

Изготовление закладок по образцу.

Тема 4. Элементы книг (1 час)

Внешнее оформление книги: обложка, корешок, переплет. Внутреннее оформление: текст, страницы, иллюстрации.

Тема 5. Малые формы русского народного фольклора (1 час). Закрепление материала (1 час)

Ролевые игры, считалки. Показ мультимедийной презентации.

Тема 6. Иллюстрирование детских книг (1 час)

Разглядывание иллюстраций к сказкам. Составление рассказов по иллюстрациям.

Тема 7. «Мир сказки» (2 часа)

Громкие чтения библиотекарем, учим и пересказываем сказки. Самостоятельное чтение. Инсценирования. Передвижной настольный театр картинок к сказкам. Викторина «Узнай героя»

Тема 8. Поэзия доброты (1 час)

Путешествие по произведениям А.А. Барто. Хоровое чтение.

3 класс (9 часов)

Тема 1. Экскурсия в библиотеку (1 час)

Игровой урок «Здравствуй, страна Читалия». Знакомство с загадками, пословицами.

Тема 2. Выбор книг в библиотеке (1 час)

Тематическая расстановка книг на стеллажах для начинающих читателей. Просмотр книг. Нахождение книг по заданию библиотекаря.

Тема 3. Элементы книги (1 час)

Повторение: внешнее и внутреннее оформление книги. Углубление знаний о структуре книги: титульный лист (фамилия автора, заголовок, издательство).

Тема 4. Художественное оформление книги (1 час)

Знакомство читателей с художниками – иллюстраторами Е.Г. Сутеевым, Е. Чарушиным. Рассматривание иллюстраций. Игра «Узнай сказку по иллюстрациям».

Тема 5. Периодические издания для детей: Журнальное путешествие (1 час)

Показ мультимедийной презентации «Журналы с которыми интересно». Просмотр и чтение журналов в библиотеке.

Тема 6. Разноцветные книги Маршака (2 часа)

Игра – путешествие по произведениям С.Я. Маршака. Просмотр мультфильма «Вот такой рассеяный». Игра «Строим дом Маршака» «кирпичики – произведение автора».

Тема 7. Стихи и сказки дедушки Корнея (2 часа)

Знакомство учащихся с творчеством К.И. Чуковского. Чтение по ролям. Ролевые игры «Угадай героя». Рисование по замыслу детей. Просмотр мультфильмов. Викторина «Умники и умницы».

Тема 8. Айболит в гостях (1 час)

Беседы «Болезни книг и способы их лечения». Обучение простейшему ремонту книг.

4 класс (9 часов)

Тема 1. Дети и книги (1 час)

Беседа-диалог «Для чего нужны книги». Путешествие по музею сказочных вещей, разглядывание музейных предметов «Лавина забытых предметов». Игра «Определи сказку по предмету».

Тема 2. Элементы книги (1 час)

Закрепление знаний о структуре книг. Турнир знатоков. Знакомство с «содержанием книги». Поиск информации по содержанию.

Тема 3. Выбор книг в библиотеке (1 час)

Расстановка книг на полках в условиях открытого доступа: расстановка по алфавиту, по темам, полочные разделители. Просмотр книг к полок. Поиск книг по заданию на полках.

Тема 4. «Мы - художники». Практическое занятие (1 час)

Просмотр иллюстрации. Конкурс рисунков «Мои любимые герои». Презентация выставки рисунков.

Тема 5. Сказки о животных (1 час)

Обзор книг В.Бианки, К.Д. Ушинского, Б. Заходера. Самостоятельное чтение. Беседа о прочитанном «Запомни и расскажи».

Тема 6 Страна «Журналия» (1 час)

Углубление знаний. Знакомство с рубриками журналов «Миша», «Веселые картинки». Коллективное чтение. Обсуждение.

Тема 7. Знакомство со стихотворным жанром (1 час).

Скороговорки и их значение. Заучивание текстов скороговорок.

Тема 8. Творческая лаборатория (1 час)

Практическое занятие. Изготовление бумажных кукол к сказке «Царевна лягушка» для пальчикового театра.

Тема 9. «Я - читатель». Заключение.

Обобщение занятий полученных на библиотечных часах в 1-4 классах. Подведение итогов.

5 класс (9 часов)

Тема 1. Экскурсия в тайны письменности (1 час).

Понятие «Узелковое письмо», «Настенное изображение», «Папирус», «Переплет», «Береста», «Бумага», новые носители.

Тема 2. Твои первые энциклопедии, словари, справочники (1 час).

Знакомство со словарями, справочниками, энциклопедиями. Структура. Алфавитное расположение материала, алфавитные указатели. Использование справочного материала в учебной деятельности.

Тема 3. Как построена книга (1 час).

Закрепления знаний о структуре книг. Викторина по основным элементам книг. Показ элементов книг в разных изданиях. Ремонт книг.

Тема 4. Он был писателем и художником (1 час)

Знакомство с творчеством Е. Чарушина.

Тема 5. Что за прелесть эти сказки (2 часа) .

Путешествие по сказкам А.С. Пушкина. Громкие чтения, чтения по ролям. Викторины по сказкам. Турнир «Знатоки сказок Пушкина». Литературная игра «Назови героя по описанию». Конкурс «Битва с Черномором». Просмотр мультфильмов.

Тема 6. Этот адрес знаю точно, потому что это почта (1 час).

Экскурсия на почту. Как и где выписывают газеты и журналы. Знакомство с издательскими каталогами. Знакомство с журналами и газетами.

Тема 7. Выразительное чтение (1 час)

Подражание голосу. Дикторское чтение.

Тема 8. Практическое занятие (1 час).

Изготовление формуляров, записных книжек.

6 класс (9 часов)

Тема 1. Книжные выставки (1 час).

Для чего нужны выставки. Знакомство с книжными выставками в библиотеке. Просмотр книг на выставках. Презентация выставки «Край Родной».

Тема 2. История создания книги (1 час).

Изобретение бумаги. Рукописные книги. Книгопечатание на Руси. Иван Федоров и его книги.

Тема 3. Художники-иллюстраторы детских книг (1 час).

Иллюстрации и их значение для понимания текста (на примерах художников В. Конашевича, Е. Рачева, Ю. Васнецова, Е. Чарушина, В. Сутеева). Определение по иллюстрациям названия книг, имени персонажа. Сравнение иллюстраций художников.

Тема 4. Авторские сказки (2 часа).

Мультимедийная презентация творчества писателей С.Г. Аксакова и П.П. Бажова. Чтение сказок. Конкурс на лучшего рассказчика. Конкурс рисунков «Волшебная кисточка».

Тема 5. Выбор книг в библиотеке (1 час).

Что такое каталог? Его предназначение в библиотеке. Каталожная карточка. Связь систематического каталога с расстановке книг на полках.

Тема 6. О чем пишут газеты (1 час).

Знакомство с районной и областными газетами. Чтение, обсуждение прочитанного.

Тема 7. Выразительное чтение (1 час).

Разучивание стихотворения картинно- предметному плану.

Тема 8. Практическое занятие (1 час)

Изготовление книжки-вертушки (небылицы, потешки, прибаутки).

7 класс (9 часов)

Тема 1. Читайте с увлечением все эти приключения (1 час).

Путешествие с Р. Крузо на необитаемый остров.

Тема 2. История книжного дела (1 час).

Конкурс «Что ты знаешь о книге» (игра «Типография»)

Тема 3. Выбор книг в библиотеке (1 час).

Библиографические рекомендательные указатели и их роль в выборе книг. Просмотр книг у полок.

Тема 4. Справочная литература (1 час).

Расширение знаний школьников о справочной литературе, обучение умению пользоваться. Самостоятельный поиск информации.

Тема 5. Учимся делать сообщения из газет (1 час).

Знакомство с рубриками. Самостоятельное чтение и обзор газет.

Тема 6. Сказки зарубежных писателей – сказочников (2 часа).

Мультипрезентация творчества писателей Г.Х. Андерсена, братьев Гримм, Ш. Перро. Турник знатоков сказок. Викторина «Круиз по сказкам». Чевствование книг. Инсценирование сказок.

Тема 7. Выразительное чтение (1 час).

Работа над дикцией. Логические паузы.

Тема 8. Творческая лаборатория (1 час).

Делаем газету – коллаж.

8 класс (9 часов)

Тема 1. Справочная литература. Словари (2 часа).

Литературная игра «Почемучка». Энциклопедии: универсальные (БСЭ), отраслевые (исторические, литературные). Чтение литературы. Поиск информации.

Тема 2. Справочно-библиографический аппарат библиотеки (2 часа).

Алфавитный и систематический каталог. Библиографическое лото. Игра «Поиск».

Тема 3. Психокоррекционные сказки. Сквернословие (1 час).

Беседа «Язык мой – друг мой». Чтение и обсуждение сказок «Про разбойников», «Слово не воробей». Встреча с психологом школы.

Тема 4. Страна «Журналия» (1 час).

Продолжить знакомство с периодическими изданиями для старшеклассников. Авторы, создатели детских журналов.

Тема 5. Художественное слово (1 час).

Конкурс чтецов.

Тема 6. Отзыв о книге. Практическое занятие (1 час).

Учимся писать отзыв на любимую книгу.

Тема 7. Творческая лаборатория (1 час).

Строим чудо-дерево (Яблоки – авторы, листья - произведения).

9 класс (9 часов)

Тема 1. Справочная литература. Словари (2 часа).

Повторение: структура словарей и принципа работы с ними. Самостоятельная работа. Поиск информации по заданию. Урок «Приключение Словаренка».

Тема 2. Справочно-библиографический аппарат библиотеки (1 час).

Обобщающий урок «Зайкино царство, справочное государство». Библиографическая викторина.

Тема 3. Дискуссия «Читать или не читать!» (1 час)

Анкетирование «Мои читательские интересы». Пиктограммы «Мое отношение к книге». Анализ читательских формуляров «Предъявите свой читательский билет». Подведение итогов. Награждение активных читателей.

Тема 4. Презентация выставки «Что читать младшим школьникам»

(1 час).

Учить школьников оформлять простейшие выставки книг и проводить презентации.

Тема 5. Поэтическая гостиная (1 час).

Встреча с писателями, поэтами-земляками.

Тема 6. Психотерапевтические сказки (1 час).

Чтение и обсуждение сказки Галины Кислициной «Волшебные крылья» помогающая в процессе осмысления жизненного пути. Игра «Чужие ботинки». Заброшенный магазин «Волшебный мешок».

Тема 7. Периодические издания (1 час).

Презентация журналов.

Тема 8. Творческая лаборатория (1 час).

Изготовление настольных литературных игр.

Календарно - тематическое планирование

библиотечно-библиографических уроков.

Наименование темы

Количество часов


1 класс (9 часов)


1.

Первое посещение библиотеки. Знакомство с библиотекой .

1 ч.

2.

Правила обращения с книгой.

1 ч.

3.

Знакомство с детскими книгами.

2 ч.

4.

В гостях у сказочницы

2 ч.

5.

Путешествие по малым формам русского фольклора.

2 ч.

6.

Посвящение в читатели.

1 ч.


2 класс (9 часов)


1.

Путешествие в «Книгоград»

1 ч.

2.

Выбор книг в библиотеке

1 ч.

3.

Значение бережного отношения к книге

1 ч.

4.

Элементы книг

1 ч.

5.

Малые формы русского народного фольклора

1 ч.

6.

Иллюстрирование детских книг

1 ч.

7.

«Мир сказки»

2 ч.

8.

Поэзия доброты

1 ч.


3 класс ( 9часов)


1.

Экскурсия в библиотеку. Игровой урок «Здравствуй, страна Читалия»

1 ч.

2.

Выбор книг в библиотеке

1 ч.

3.

Элементы книг

1 ч.

4.

Художественное оформление книги

1 ч.

5.

Периодические издания для детей. Журнальное путешествие

1 ч.

6.

Разноцветные книги Маршака

1 ч.

7.

Стихи и сказки дедушки Корнея

2 ч.

8.

Айболит в гостях. Практическое занятие

1 ч.


4 класс(9 часов)


1.

Дети и книги

1 ч.

2.

Элементы книги

1 ч.

3.

Выбор книг в библиотеке

1 ч.

4.

Мы-художники

1 ч.

5.

Сказки о животных

1 ч.

6.

Страна «Журналия»

1 ч.

7.

Знакомство со стихотворным жанром

1 ч.

8.

Творческая лаборатория. Практическое занятие

1 ч.

9.

«Я- читатель». Заключение

1 ч.


5 класс ( 9часов)


1.

Экскурсия в тайны письменности

1 ч.

2.

Твои первые энциклопедии, словари, справочники

1 ч.

3.

Как построена книга

1 ч

4.

Он был писателем и художником

1 ч.

5.

Что за прелесть эти сказки

2 ч.

6.

Этот адрес знаю точно, потому что это почта

1 ч.

7.

Выразительное чтение

1 ч.

8.

Творческая лаборатория. Практическое занятие

1 ч.


6 класс ( 9часов)


1.

Книжные выставки

1 ч.

2.

История создания книги

1 ч.

3.

Художники-иллюстраторы детских книг

1 ч.

4.

Авторские сказки

2 ч.

5.

Выбор книг в библиотеке

1 ч.

6.

О чем пишут газеты

1 ч.

7.

Выразительное чтение

1 ч.

8.

Творческая лаборатория

1 ч.


7 класс (9 часов)


1.

Читайте с увлечением все эти приключения

1 ч.

2.

История книжного дела

1 ч.

3.

Выбор книг в библиотеке

1 ч.

4.

Справочная литература

1 ч.

5.

Учимся делать сообщения из газет

1 ч.

6.

Сказки зарубежных писателей

2 ч.

7.

Выразительное чтение

1 ч.

8.

Творческая лаборатория

1 ч.


8 класс ( 9часов)


1.

Справочная литература. Словари

2 ч.

2.

Справочно-библиографический аппарат

2 ч.

3.

Психокоррекционные сказки

1 ч.

4.

Страна «Журналия»

1 ч.

5.

Художественные слова

1 ч.

6.

Отзывы на книгу

1 ч.

7.

Творческая лаборатория

1 ч.


9 класс (9 часов)


1.

Справочная литература. Словари

2 ч.

2.

Справочно-библиографический аппарат

1 ч.

3.

Дискуссия «Читать или не читать»

1 ч.

4.

Презентация выставки

1 ч.

5.

Поэтическая гостиная

1 ч.

6.

Психотерапевтические сказки

1 ч.

7.

Периодические издания. Игра «Редакция»

1 ч.

8.

Творческая лаборатория

1 ч.

Список литературы:

1. Справочник школьного библиотекаря [текст]/О.Р.Старовойтова, С.М. Пискачевская, Т.Д.Жукова; Под. ред. Ю.Н. Столярова.-М.: Школьная библиотека, 2006.-448 с.

2. Формирование информационной культуры школьника: от теории к комплексу учебных программ[текст]: учебно-методическое пособие/ Н.И.Гендина, Н.И.Колкова,Т.А. Стародубова, Ю.В. Уленка; науч. ред. Н.И. Гедин.-Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2007.-235с.

3. Библиотечные уроки. Выпуск 2. Обучение школьников основам бибиотечно - библиографических знаний[текст]/ Сост. Е.В. Илдаркина.-М.: Глобус, Волгоград: Понорама, 2007.-160 с.

4. Библиотечно - библиографические знания – школьникам: практическое пособие[текст]/ Валькова и др. – М.: Изд-во»Кн. палаты», - 1989.-214 с.

5. Дереклеева, Н.И. Информативные часы в школе: 1-4 классы [текст]/ Н.И.Дереклеева.-М.: ВАКО, 2008.-208 с.

6. Колесникова,О.Н. Рабочая программа внеурочной деятельности «Книжкина страна» [текст]/О.Н. Колесникова//Школьная библиотека.-2011.-№5.-с.49-55.

7. Мазок, Н.Н. Кружок переплетного дела[текст]/Н.Н. Мазок.-М.:Пр-е,1987.-315с.

8. Чтение с увлечением: библиотечные уроки, внеклассные мероприятия[текст]/ сост. Задорожная; под общ. ред. Е.В. Задорожной,-2-е изд.-Волгоград: Учитель, 2011.-120 с.

9. Крук,Н. Формирование информационной культуры школьников[текст]/Н.Крук//ШБ.-2001.-№8.-С.16-18.

10. Полевинг, Е.В. Иллюстрации детских книг в работе с детьми[текст]/Е.В. Половинг.-М.: Школьная библиотека, 2003.-208 с.

11. Буслова, Т. Метод сказкотерапии в библиотеке[текст]/Т. Буслова//ШБ, -2001.№6.-С.32-35

12. Полевина, Е.В. Методы раболты с иллюстрациями в процессе библиотечных занятий с читателем и подростком[текст]/Е.В.Полевинг//ШБ.-2004.-№5.-С.43-46

13. Светловская, Н.Н. Методы внеклассного чтения: пособие для учителя[текст]/Н.Н.Светловская.-М.:Просвещение,-1997.-215с.

14. Буслова,Т. Метод сказкотерапии в библиотеке в бибилиотеке[текст]/Т.Буслова//ШБ.-2001.-№6.-С.32-35

15. Романовская, С. Использование игр в социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями [текст]/С.Романовская//Воспитание школьников.-2002.-№8.-С.40-43

16. Занкевич-Евстигнеева, Т.В. Практикум по сказкотерапии[текст]/Т.В.Занкевич-Евстегнеева Т.В.-СПб.:Речь,2006.-320 с.

17. Ганзикова, Г.С. Настольные библиографические игры в инновационной деятельности библиотекаря[текст]/Г.С.Ганзикова//ШБ.-2006.-№3.-С.23-29

18. Львова, М.Е. Русская народная сказка на уроке и на внеклассном занятии[текст]/М.Е.Львова// Начальная школа,-20014.№2.-С.12-15

19. Чаусова, С.А. Книжки-игрушки делаем сами[текст]/С.А. Чаусова, Е.В. Кулим, А.Ю.Агупина//Читаем, учимся, играем. – 1998.-№5.-С.6-23

20. Пече-Иол, Т.С. Практические советы учителю овладевающему современной методикой обучения чтению[текст]/Т.С.Пече-Иол//Начальная школа.-2005.-№2.-С.14-16